Блюз в вокале
Берём красивую песню. Повторяем всё: слова, мелодию, аккорды, скорость… Но не получается блюз, не получается. Почему? Давайте обсудим, что делает вокал блюзовым.

На днях разбирали с ученицей Melody Gardot — Your Heart Is As Black As Night.

Поём, а она говорит:

— Да что ж такое! У неё — блюз, а у меня — баллада!

А правда. Почему при одинаковых исходных данных — мелодии, тональности и т. д. — получается по-разному?

Здесь в дело вступает вокальная стилистика. Давайте поговорим о её элементах, составных частях именно в блюзе.
  • Блюз — это разговор
блюз, текст песни, вокал, голос, пение, музыка, стиль, стилистика, уроки вокала
Блюзовые песни часто очень просты по музыке, гармонии, но вот тексты…

— Слушай, а 6й и 8й куплеты будем петь?
— Конечно, иначе 7й будет непонятно о чём.

Текста обычно очень много, это рассказ, а иногда — и повесть, так что текст играет большую роль. «Из песни слова не выкинешь» — вот тут куплет не выкинешь без потери смысла, сюжета. Приходится учить)

Здесь вы видите текст одной из песен исполнителя корневого блюза Guy Davis.

Слова и пропеваются, и проговариваются. Пение часто звучит как напевание, мелодичный разговор. Оттого и звуки порой короткие, речевые.

Тянуть их — будет баллада. Укорачивать — получится блюз.
  • Мелодика блюза. Блюзовые ноты
Blue же значит не только синий/голубой, но ещё и грустный. И даже, скорее, унылый, расстроенный. Вот особенно последнее подходит к нашей музыкальной тематике.

Это кто-то долго стоял на дожде, и голос отсырел, подрасстроился, занижает.

Шутки — шутками, но блюзовая стилистика — это не про занизить ноту, а про правильно её подтянуть обратно. Тут важно сделать фокус именно на втором.

Обычно такое тело- (голосо-)движение происходит между ближайшими полутонами.

Например. Встаём на до и плавно подъезжаем к до диезу. Едем медленно, слушая все микротоны, встречающиеся нам на пути.

Чем пристальнее мы смотрим на эти микротоны, тем точнее потом у нас будет получаться занижать и подтягивать, снова занижать и опять подтягивать.
  • Ритм
Самое, на мой взгляд, сложное в блюзе. Тут тоже идёт прямая связь с разговором. Вот как определить ритм в разговоре?)

Основное, что я для себя поняла — не надо торопиться, спешить. Часто музыка, куплет уже начались, а певец ещё о чём-то думает. Думает себе думает, и вот начинает петь (говорить, рассказывать).

Иногда наоборот — вступление ещё не закончилось, а певец уже взял и тянет свою ноту, ждёт, пока инструменты начнут играть куплет.

Значит ли это, что в блюзовом вокальном ритме нет логики и принципов построения? Конечно, они есть.

  • Чередовать попадание в сильную долю и в междудолье. На раз-и, три-и и т. д. Синкопирование, но чаще всего мягкое. Баланс между такими «ровными» и «неровными» попаданиями создаёт ощущение живой, свободно текущей речи, словно бы и не связанной ни с какими ритмами и квадратами. Акцент делается мягко, без удара, бархатисто.
  • Баланс длинных, почти перетянутых нот (когда исполнитель словно "завис"), и быстрых пассажей, пробеганий по словам. Это создаёт приятное ощущение, сравнимое с "чешется - почесал"))
  • Блюзовый певец почти всегда идёт за музыкой, тогда как поп- или эстрадный - перед. Это как сравнивать пристяжной диванный вагончик и локомотив. Причём в случае корневого, старого блюза, диванчики обязательно должны быть пружинными и слегка скрипящими.
  • Ещё о мелодике. Часто встречающиеся ходы
Давайте сейчас посмотрим на фразы (кусочки мелодии), очень характерные для блюза.

  • Проход вниз по минорной гамме. Например, в до миноре: до — си бемоль — соль — фа — ми бемоль — до.
Поём эту конструкцию в свинге, чуть прихрамывая (я называю это «джаз Паниковского» — помните, как он хромал с гусем наперевес?))

Звучит слишком чисто? Да, нужно подзагрязнить. Сделаем это, работая с нотой ми бемоль (это третья ступень гаммы, она отвечает за окраску лада — в данном случае делает его минорным). Встав на неё, сразу начните подтягивать её вверх, в сторону чистого ми. Вот он и блюзовый подъезд, и притягательное мерцание двух ладов — мажора и минора.

— Как красиво ты подгрязнила эту ноту!
— Это вышло случайно. Осознанно такое делать мне ещё не хватает мастерства)

  • Ход похожей краски — первая и третья ступени гаммы. до — ми бемоль — до. Делаем с ми бемолем ровно то же самое — подтягиваем его в сторону чистой ми. Важно не перетянуть, не спеть в итоге чистую ми, иначе вылетим из стиля.
Вы спросите, а как тогда делать в мажоре? А так же) Такая же работа с третьей ступенью, только в миноре фокус слушателя будет прикован к обмажориванию минора, а здесь — наоборот.

  • Ход с пятой пониженной ступенью. Придаёт характерный оттенок. В до миноре: соль бемоль — фа — ми бемоль — до.
Сыграйте/спойте этот ход с обычной (чистая соль) и пониженной (соль бемоль) пятой ступенью. Что меняется в окраске, на ваш взгляд? Что даёт, что забирает это понижение пятой?

Для большей насыщенности блюзового звучания можно добавить сюда и работу с третьей ступенью, но будьте осторожны, не перегрузите фразу этими переливами полутонов. Добавляйте, как специи, по чуть-чуть.
вокал, джаз, блюз, пение, голос, упражнения, распевка, соло, стиль
Возьмите ноты, которые я прикрепила, и потренируйтесь работать с третьей ступенью. Задание со звёздочкой - попробуйте сделать подобное с седьмой и первой (в случае до минора - это си бемоль и до).

Ну как, есть контакт? Появился блюзовый флёр?
  • В качестве примера я спою
  • Прямой эфир по теме
В четверг (02.11) я провела эфир по теме блюзовой стилистики в вокале.

Мы говорили о мелодике, общей чуть затемнённой атмофере блюзового звука голоса, занижениях и подтяжках. О ритмике и балансе между разговорностью и напевностью. Об эффектах: общей расслабленности звучания, хрипотце, вибрато как отдельном изобразительном элементе. Также коснулись мифа о том, что блюз.певцам не нужен большой диапазон.

Смотрели тему на примере четырёх песен: Wonderful world, Summertime, Feeling good, джазо-блюзовую Cry me a river. Я опиралась на версии Эллы Фитцджеральд, Луи Армстронга, Нины Симон. По таким золотым исполнителям всегда хорошо изучать стиль.

Также на моём канале вы найдёте два плейлиста: Blues for us и Jazz for us. Там я собрала стандарты обоих стилей, по которым хорошо изучать эти направления.

Приятного просмотра и изучения стиля!