Пожалуй самым ярким впечатлением моего школьного времени были песни у ночных костров, которые пели мои старшие друзья по походам. Пели они так, что это было радостным потрясением и навсегда запомнилось. С тех пор я и сам научился играть на гитаре, но это оказалось несколько проще, чем научиться петь, хотя бы так, чтобы не было неловко в своей же компании.
Много раз то начинал, то забрасывал попытки петь. В конце концов в сорок лет решил, что научиться петь свои любимые песни — это пожалуй, одно из самых больших моих желаний и тогда решил прийти заниматься к Тамаре.
С голосом у меня с детства не ладилось, он у меня глухой, тихий и какой-то нечёткий. В этом не его вина, однако довольно долгое время пытался его принуждать звучать и тянуться, но судя по реакции окружающих, прогресс замечал только я сам.
Почему решил обратиться именно к Тамаре — мне понравилось что она сторонник бережного подхода к голосу. Результаты своих самостоятельных занятий показали, что при ином подходе голосу может стать хуже.
Сейчас прошел примерно год с начала работы. За это время у меня выстроились новые отношения с голосом. Сила и диапазон благодаря упражнениям расширились, но наверное пока не так значительно. Впрочем, на данный момент этого достаточно. Гораздо важнее то, что мне стали понятны границы возможностей своего голоса, свой диапазон.
Кроме того, мы работаем над важным аспектом исполнения, который раньше был мною абсолютно упущен — это манера, с которой исполняется произведение. Кроме чисто технического исполнения последовательности нот, мы ведь хотим передать в песне свои эмоции. Здесь опыт Тамары оказался крайне ценным. Также во время занятий мы делаем отрезвляющие разборы спетых мною песен, где находится много интересного. От моих ошибок попадания в ноты — до открытия неожиданных для меня музыкальных задумок авторов в песнях, знакомых казалось бы, с детства.
В равной степени учусь как звучать, так и слушать. Как человеку довольно далёкому, вообще-то, от музыки (никогда до этого не учился музыке), мне это очень интересно. В итоге, за год мы выучили несколько песен.
Кроме того, благодаря по-новому расставленным акцентам в обращении c голосом, мне удаётся лучше «звучать» во время выступлений на рабочих совещаниях и просто в обычной жизни. Всё же голос представляет нас не меньше, чем внешний вид и теперь уже этот простой факт мне всё чаще помогает.
В работе с Тамарой мне нравятся следующие моменты: она хорошо справляется с работой через интернет (наши занятия проходят онлайн), насколько я понимаю слушать через микрофон сложнее, чем вживую. У неё есть стратегия-тактика работы именно с голосом и это даёт эффект. Она знает, как работать с теми ошибками, которые я делаю, чтобы в итоге решить их. Она очень хорошо понимает те моменты, когда можно что-то требовать от голоса, а когда лучше остановиться. У неё есть большой музыкальный опыт и она всегда подскажет вариант, как развить исполнение произведения и как привести его к законченному виду.
Кому подойдёт такая работа? Однозначно подойдёт тем, у кого запросы похожи на мои: вы хотите заниматься с хорошим преподавателем, при этом вы можете уделить этим занятиям не так много времени, что решается онлайн-встречами. Кроме того, нужна собственная целеустремленность и всё же, некоторое выделенное время на самостоятельную работу. В моей практике, часто бывает непросто найти днём немного времени для музыки, но иного пути нет.
Изначально у меня был небольшой музыкальный задел: навык игры на гитаре по аккордам, умел найти нужную ноту на грифе, знал нотную запись в пределах скрипичного ключа, имел некоторые знания о музыкальных интервалах. Определённо, такая подготовка помогает в обучении.
Впрочем, главное, чтобы вы любили музыку и очень хотели научиться. Тогда занятия точно принесут радость и пользу.
Евгений Б.