Как читать с листа
Поставил ноты - и играешь. Красота!
Как этому научиться? Что важно знать? Какие навыки развивать?

Чтение с листа — это удовольствие. В старые времена это было вместо плеера и стриминговых музыкальных сервисов.

Сегодня поговорим о моментах, на которые стоит обращать внимание, если вы хотите научиться или улучшить свои навыки чтения с листа.

В конце статьи я дам примеры, с каких хорошо начинать и продолжать этому учиться. Будет и для классики, и для эстрадно-джазового направления — разных уровней сложности.
  • Главное, чтоб было нестрашно
ноты, сложные ноты, лёгкие ноты, чтение с листа
Всё-таки, для меня чтение с листа — это про лёгкость, расслабление, отдых. Не про спорт и преодоление себя. Если я вижу что-то, как вот на картинке — я это читать не буду) Иначе это превратится в разбор и проучивание материала, а это уже не чтение с листа.

Конечно, картинка не совсем справедлива — там не фортепианные ноты, а что-то для Невозможного Оркестра. Но она мне понравилась своей устрашабельностью, поэтому я её взяла.

В любом случае, надо брать что-то себе по росту. Если вы видите группку недоброжелательных шестнадцатых, и вы её боитесь — значит, это уже не по росту, надо брать что-то легче. С шестнадцатыми надо будет как-нибудь отдельно поработать, погонять гаммы, потренировать беглость и т. д.

Если вы только приступаете к чтению с листа, вам пригодятся вот эти схемы. В них хорошо показано, как нота на нотном стане соответствует ноте на клавиатуре пианино, и показаны разные длительности нот.
  • Видеть тональность
джаз, блюз, фортепиано, оскар, питерсон, страйд, буги
Вначале всегда смотрим на ключевые знаки — диезы/бемоли (или их отсутствие) в начале строки. Они подскажут, что тут за тональность.

Видим тональность — значит, знаем гамму, которая под этим лежит. Знаем гамму — значит, знаем ноты, по которым будем играть.

Например. Тут у Питерсона два диеза — фа и до. Значит, это или ре мажор, или си минор. Круг подозреваемых уже сузился до двух, это облегчает нам жизнь.

Можно и дальше зрительно определить, кто же именно из них тут оказался — мелодия, аккорды дают это понять (но, конечно, не всегда). Что я здесь вижу: ре в басу (в левой руке) и трезвучие ре мажора, сдобренное седьмой ступенькой (вон тот додиез) — в правой. Значит, ре мажор.

Если зрительно вот так понять не получается — надо уже начинать играть, на слух станет яснее.
квартовый, квинтовый, круг, тональность, сольфеджио, аккорды, ноты, клавиши, диез, бемоль
Как по знакам понять, что за тональность? Воспользоваться кварто-квинтовым кругом.

Выбирайте такой, где есть не только буквенные обозначения нот (А, В, С…), но и кусочки нотных станов с этими самыми диезами или бемолями.

Да, конечно, бывают такие случаи, когда знаков при ключе вообще нет, и мы радостно думаем, что ну вот и на нашей улице праздник, можно сыграть всё по белым в до мажоре или ля миноре.

А на поверку там оказывается что-то авангардное с кучей встречных-поперечных знаков, и никакого до мажора нет и в помине.

Но, опять же, это тоже будет видно — по тем самым кучам встречных знаков дальше по тексту. Я такое в плане чтения с листа обхожу стороной, честно)
  • Размер, пульсация
сольфеджио, ритм, размер, темп, пульсация, песни, чайковский
Размер — это те циферки в начале первой строки. 3/4, 12/8 и т. д.

Они показывают, какой тип движения нас сейчас ждёт. Маршировать мы будем или кружиться в вальсе. Медленно раскачиваться (как в 12/8) или причудливо, угловато танцевать (как в 5/4).

Сюда же идёт и пульсация. Если мы видим, что восьмые собрались в группки по двое — значит, будем раскачиваться, как в трамвае. Если мы видим, что их там по трое — будем приплясывать, как в день зарплаты.

Если ноты (т.е. звуковысоту) можно наиграть и понять, даже разбирая медленно, то ритм надо воспринимать сразу, не по кусочкам.

Поначалу это сделать трудно, поэтому хорошо послушать то произведение, которое вы собираетесь играть. Благо, сейчас можно найти аудио практически любой музыки.
  • Вертикаль
В самом начале, конечно, мы играем каждую руку по-отдельности, но затем переходим к игре обеими руками одновременно. И начинаем видеть вертикаль — то есть все звучащие в один момент ноты, в обеих руках.

Да, есть страшные истории про то, как учат чтению с листа — закрывают тебе бумажкой тот такт, который ты сейчас играешь, чтобы ты смотрел уже в следующий. И да, так и учат) Но это уже один из следующих этапов, а поначалу нужно научиться видеть ноты обеих рук здесь и сейчас — именно то, что нам надо сыграть.

Навык из области фантастики? Конечно. Поэтому мы начинаем не столько читать конкретные ноты, сколько ориентироваться по графическим очертаниям. Сейчас объясню.

Замечали ли вы когда-нибудь, что в написании нот есть правила? Сюда не пиши, туда пиши, хвостик слева, хвостик справа и т. д. Это не издевательств ради, а как раз таки удобного чтения для. Видя от раза к разу, что у нот выше третьей линейки (си первой октавы или ре малой) хвосты всегда смотрят вниз, мы потом уже на автомате переносим руку в нужное место на клавишах, едва их заметив.

Мы не читаем, что это си. Мы просто видим это.


Поэтому хорошо потренироваться немного, скажем так, исследовательским манером. Учимся распознавать, что там за аккорд, по его внешнему виду, глазами.
аккорды, трезвучие, септаккорд, нонаккорд
  • Аккорды-канапешки (аккорды-шашлыки?) — это всегда терцовые конструкции («аккорды-через-ноту»). Мы видим такое очертание, и рука уже сама раздвигается на трезвучие, или септаккорд (четыре звука), или нонаккорд (пять)…
джаз, блюз, гармония
  • Аккорды с секундами — это те, у кого ноты как бы слиплись и смотрят в разные стороны. Мне они иногда напоминают мутантскую черешню)
В звучании будет некоторая терпкость: вот эта черешня — это секунда (между нотами тон или полтона). Видя аккорд, можно даже звучание его предугадать.
октава, аккорд, ноты, фортепиано, пианино
  • Габариты октавы. Очень важно привыкнуть к этому, навостриться взглядом определять, что это — октава (расстояние в восемь нот).

  • То же — с аккордами шире октавы. Их тоже хорошо видно.

Здесь это есть в левой руке.
  • Потренируемся
Посмортите на примеры ниже. Сначала проанализируйте их по пунктам, которые мы только что разобрали, а затем сыграйте.

Картинки кликабельны для увеличения.
пётр, ильич, чайковский, детский альбом, классика, академическая музыка
Пётр Ильич, первая пьеса из Детского альбома. Нетрудная вещица, и тем не менее какая приятная.
джаз, соло, импровизация
А вот немного несложного джаза из учебника О.Питерсона для юных джазменов.
бах, хорошо темперированный клавир, прелюдия, фуга
Вот посложнее — первая прелюдия (C-dur, до мажор) Первого тома ХТК Баха. Если трудно сориентироваться — послушайте её исполнение Святославом Рихтером.
импровизировать, играть
Пойдём дальше, в непростой джаз. Тут, конечно, сначала надо медленно просчитать-прощёлкать ритм, отметив все ровные четверти — раз, два, три, четыре. Получается очень интересный ритмический рисунок.
ирония судьбы, фильмы, зима, новый год, музыка, рязанов, таривердиев
А это моя аранжировка музыки из «Иронии судьбы». Обратите внимание на размер и пульсацию.
шуман, грёзы, романтики
Чудесный Шуман. Композиция непростая, но она того стоит.
  • С чего начинать
С чего точно не следует начинать: с Шопена, Рахманинова, Шостаковича, Щедрина. Про последних троих я бы сказала даже так, что они требуют не только технической подготовки рук, но ещё и большой наслушанности.

Их хорошо играть, когда ноты уже довольно ловко складываются у вас в фразы, и вы можете услышать задумку композитора. Играя их очень медленно, по отдельным нотам, мы не уловим ничего, и нам будет казаться, что проиходит какой-то хаос. Это может нас отвратить от их музыки, а не хотелось бы.

А вот с Чайковского начинать очень даже здорово. У него хорошо взять «Детский альбом»: это для самого начала, но мне всегда нравится что-то оттуда поиграть. Пётр Ильич в этом альбоме хорошо показал, как малыми средствами можно создать много красоты, причём очень разной: все пьесы имеют яркий характер.

«Времена года» Чайковского — это уже посложнее, но тоже подойдёт для тренировок на начальном этапе. Кстати, Детский альбом есть и у Шумана, но он чуть труднее такого же у Чайковского.

Я бы ещё взяла Дебюсси, например. «Девушка с волосами цвета льна» — очень знакомая мелодия, её приятно будет «доставать» пальцами из клавиш.

Бах. Он, конечно, на вкус и цвет, но мне очень нравится его играть, и именно с листа. Есть в этом что-то медитативное. ХТК, инвенции, маленькие прелюдии.

Если хочется мягкого «классического» звучания, но всё-таки современного — это к неоклассикам, тому же Эйнауди.

Что касается эстрадно-джазового направления, тут ориентируйтесь на «прозрачность листа»: если аккорды такие плотные, что сквозь них особо и бумагу-то не видно — отложим до лучших времён. Если там по три-четыре ноты — вполне, можно попробовать.

Если всё в залиговках — тоже осторожнее, там всё усеяно синкопами, может быть сложно. Как вариант, если хотите сразу в джаз уходить, минуя классику: сначала слушать те произведения, которые хотите сыграть. Стараться прочувствовать все эти синкопы, всё движение.

Слушать можно на ютубе, а можно вариант посложнее, но поинтереснее: забивать ноты в нотный редактор и проигрывать там. Например, noteflight хорош.

Посмотрите на этот «Twelfth Street Rag»: не очень плотная фактура, есть и интервальные (по две ноты) ходы в правой руке, и аккордовые (по три-четыре). Залигованных нот почти нет — только во 2, 4 и 6 тактах, и то по одному разу.

Музыка яркая, вы очень скоро начнёте слышать её в своей игре, даже играя достаточно медленно.

Также хорош сборник «Для юных пианистов» Оскара Питерсона (джазовый пианист).

Можно поиграть музыку из Диснеевских мультиков, она очень мелодичная, и её пазл всегда интересно складывать, читая с листа.

Дисней в джазовых обработках очень хорош, но уже непрост, подойдёт для среднего и сложного уровня. Я встречала в сборниках от Hal Leonard.


Где брать ноты:
  • Библиотека Тараканова: там собрано огромное количество классической музыки, есть и современное. Люди там делятся нотами из своих коллекций.
  • Нотная библиотека здесь, на сайте. В разделе «для фортепиано» вы найдёте ноты аккомпанементов, которые я делаю сама — для начального и среднего уровней.
  • Нотный магазин здесь, на сайте. Там вы можете купить мои аранжировки сложного уровня.
  • Различные сообщества в соцсетях, где люди делятся сканами нот.
  • Видео на ютубе, где в качестве видеоряда идут ноты.

Это если электронные варианты, или те, которые можно распечатать. Конечно же есть и физические магазины с нотами. Мне, например, очень нравятся «Ноты» на Тверском, 9 — там можно встретить не только новые, но и букинистические издания. Или магазин издательства «Композитор» в Петербурге («Северная лира»).