Дикционная база
Дикция. Хорошее произношение. Ясная, понятная речь — и пение. Кто не хочет? Все хотят!

Как всё это наработать? Скороговорками? Рановато. Чтобы скороговорки и другие упражнения на дикцию работали хорошо, сначала нужно настроить дикционную базу. Об этом сегодня и поговорим.
  • Из чего складывается дикция.
Я тот преподаватель, который уделяет огромное внимание базе каждого процесса. Настроим базу — сделаем возможным успех последующих упражнений. Как там: победа — это отсутствие поражения.

Красота нашей речи складывается из многих частей. Погружение в тему, эмоциональность интонации, наша общая харизма, паузы и ускорения в речи, чёткое произнесение слов и звуков.

Последнее, в свою очередь, получается из слаженной работы многих мышц: отвечающих за дыхание, работу голоса, движение мышц лица. Когда работа этих мышц затруднена, возникают проблемы со звучанием, в том числе — с дикцией.

Мы начинаем ощущать какую-то скованность во рту, неповоротливость языка, усталость в шее, челюстях. Хорошо помню эти ощущения — я через них тоже проходила.

Здесь приходит в голову мысль начать скороговорить, тренировать моторику произношения. Чтобы мышцы были в тонусе, быстрее двигались и — лучше произносили. Но тут как с таблетками: если болит живот, выпить но-шпу — не панацея. Надо понять, что именно в животе болит. Причины же могут быть разные.

Так и во рту: причины трудности артикуляции бывают разные. Иногда это действительно гипотонус, вялые мышцы, и их надо подтренировать — и всё наладится. Но так бывает не всегда. В чём ещё могут быть причины сложностей с дикцией и неразборчивой речи?

В мышечных зажимах, в большой нагрузке на одни мышцы и недостаточной — на другие. То есть — не в самом произношении звуков как таковом, а в процессах, которые лежат глубже — в районе механики звукоизвлечения вообще.

Поэтому в расчистке произношения мы всегда начинаем с базы: исключаем подобные причины, и порой с дикцией уже на этом этапе становится лучше.

Из чего же состоит дикционная база? Из трёх пунктов.
  • Дыхание
Основа всех основ. Дыхание — это как рессоры для голосовой коляски. Без дыхания голос работать может, но недолго и без удовольствия.

Недостаток дыхательной поддержки проявляется неприятными ощущениями: «воздуха не хватает», в горле сушит и печёт, голос скрипит, звучит глухо и слабо, быстро устаёт.

Есть разные типы дыхания. Все они называются по тому месту, которое управляет процессом выдоха: ключичное, межрёберное, дыхание животом. Нам в пении и речи нужно именно последнее. Из названия понятно, что шевелиться будет живот.

Как работает дыхание животом:
1. Живот плавно выпячивается и втягивается. Основной фокус — на часть живота от пупка до лобковой кости. На видео в конце статьи я показываю, как это делать.
2. Следующим этапом подключаем дыхание. Живот как поршень: выпячивается на вдохе (втягивает воздух), втягивается на выдохе (выгоняет воздух).
3. Дыхание нужно соединить со звучанием. Тянем одну ноту произвольной высоты на «А». Ноту берём в том диапазоне, где говорим.
4. Пробуем читать вслух, дыша животом.

Техника безопасности:
• Все движения — плавные, мягкие.
• Живот двигается сам, мы не помогаем себе ни поясницей, ни рукой (не давим).
• Во время подключения дыхания может кружиться голова. Ни в коем случае не терпим — прерываем движение, хоть даже посередине. Ждём, пока кружение уйдёт. Аккуратно продолжаем.
• Лучше чаще и понемногу, чем много и раз в неделю. 10−20 движений за раз — и отдыхать.
• На каждом этапе находимся по 2−3 недели, не торопимся идти дальше.
  • Активные мышцы лица
тембр, звук, голос, сила
Бывает, что человек во время разговора совсем не шевелит лицом. И его эмоции порой выдают одни лишь глаза.
Мы можем понять, о чём он говорит, но даётся это непросто.

Рано или поздно он и сам начинает понимать, что что-то не так.

— Я говорю непонятно. Что же делать?
Почему-то часто приходит идея активнее шевелить языком. Но что дальше? Дальше обычно начинает болеть шея, горло — мышцы перенапрягаются. А где горло, там и голос. И голос тоже начинает болеть!

Хотя он здесь вообще не при чём. Ему становится нехорошо, потому что перенапряжена шея. А она такая из-за того, что язык работает сверхурочные. И представьте, что происходит, если на это накладываются ещё и скороговорки.

Поэтому нужно дать активности мышцам лица, чтобы снять избыточное напряжение с других участников процесса. Для этого — ежедневная артикуляционная гимнастика.

Шевелим губами, носом, бровями, щеками, ушами, челюстями, шеей и др.

Можно делать упражнения друг за другом — например, как я показываю в видео ниже.

Можно плавно перетекать из одного в другое, разминая то тут, то там. Я сейчас в своей голосовой рутине делаю именно так. Такой вариант показываю в видео в конце статьи.

Кроме лица, обязательно разминаем и мышцы шеи, и скальпа, и плеч. Возможно, понадобится разминка всего тела — мы все разные, и каждый должен найти свой вариант. Попробуйте и сравните, как лучше всего именно для вас.

И конечно, не стоит упускать из внимания психологический фактор, а именно: в чём причина нешевеления лицом? Что хорошего это даёт? Вопрос без сарказма.
  • Близкий звук
Бывало ли у вас так, что вот вы говорите, всё хорошо, звучит красиво. А потом кто-то даёт вам послушать вашу речь — оказывается, он это записал! Вы слушаете — и не узнаёте себя. Или пугаетесь. Или испытываете растерянность, смущение, удивление…

— Это я?!

У меня так было. Что это? Это такая интересная вещь как работа нашего слуха. У нас их два.

Есть слух внешний — им мы слышим окружающий мир. А есть — внутренний. Им мы через кости слышим сами себя. Заткните сейчас уши и попробуйте поговорить. Слышно?

В идеале, чтобы не пугаться себя на записи и быть уверенным, что вы звучите для других именно так, как вы себе это представляете, баланс этих двух слухов должен быть 50 на 50. Чаще всего у нас это не так, и преобладает слух внутренний.

Сбалансировать их можно. К примеру, я сейчас уже не испытываю паники при прослушивании своих записей. Я звучу там так же, как обычно себя слышу. Мои ученики тоже со временем делятся:

— Сегодня я вела лекцию, и мне понравилось в процессе, как звучал и работал голос. А потом отсматривали запись — и меня уже не кукожило внутренне от своего звука, вполне нормально!

Как балансировать эти слухи? Нужно выводить звук вперёд. Вот он сидит во рту — а то и в горле. Как слуху его слушать? Он залазит туда же. Голос выйдет наружу, изо рта — перед собой, перед телом, — и слух пойдёт за ним.

Ставим перед собой раскрытую ладонь: примерно на уровне кадыка или подбородка. Расстояние от лица — не больше 20−30 сантиметров. Иногда нужно начинать с ладонью совсем впритык к лицу.

Говорим — что угодно, как прошёл день, что приготовлю на ужин, — представляя, что кладём звук в ладонь. Не давим, не пихаем его — он сам выйдет. Наша задача просто представлять это. Можно положить на ладошку какой-нибудь небольшой, но интересный предмет — чтобы фокусировать внимание было проще.

Говорим так 30−60 секунд, не перетруждаем голос. Наначальных этапах это — дневная доза.

Постепенно подключаем остальные два пункта базы — дыхание и лицо.

Ещё постепенно отводим руку дальше. НО! Между такими изменениями расстояния должно пройти 1−2 месяца, не торопитесь, иначе вы перегрузите голос, и эффект будет обратный. Двигайтесь от этапа к этапу только после полного освоения предыдущего.

Как вариант развития, можно попробовать читать. В одной руке — книга, в другую — читаем. Или: книга стоит на пюпитре (музыкальной подставке для нот с регулировкой высоты), одна рука — на животе, в другую — читаем.

Ниже в видео показываю примеры.

Вывод звука вперёд решает много важных задач в работе голоса.

Сила, громкость голоса — это не ор. Это точно настроенная работа многих мышц, многих процессов. Голос вышел вперёд, поддерживаемый дыханием, озвученный резонаторами и сформированный артикулированием — и вот он звучит.

Он совершенно не напрягался, просто дыхание дало ему шикарные брюки, резонаторы нарядили в узорный жакет, артикуляция снабдила ботинками на удобной колодке — и он красив без особых усилий с его стороны.

Единственное, что нужно делать голосу — смыкаться на нужной высоте. Всё остальное делают за него другие, в том числе дикционная база.

На эту базу можно накладывать дальнейшие упражнения на уже конкретно дикцию: скороговорки, отшлифовки и настройки отдельных гласных и согласных.