Дыхание и голос
Как дыхание влияет на наш голос? Как его использовать в пении и разговоре для более сильного, красивого звука?
С помощью дыхания мы можем управлять многими характеристиками нашего голоса. Громкостью, плотностью звучания, тембральной окраской.

Важно применять его мягко, аккуратно, давая возможность дыханию поддержать голос. Поговорим сегодня о том, как это делать.
Я привела в пример эту песню, потому что в ней мне удалось очень много чего показать с точки зрения владения голосом. Диапазон в две октавы, различные штрихи — от хрусталя до хрипения, — разную громкость, разную насыщенность, всяческие подъезды и смешивание пения с разговором.

Конечно, всё это отдельные аспекты работы голоса, и тренируются они тоже отдельно, но под всеми ними лежит дыхание. У профессиональных певцов оно работает тихо и незаметно, словно фоном. Оно подаётся в точно выверенном количестве и не привлекает к себе внимания. Голос покоится на дыхании как на воздушной подушке — или надувном матрасе на морюшке в отпуске.

Стоит убрать дыхание, — казалось бы, такое малое и неощутимое, — как вся стройная конструкция звука начинает куда-то крениться и падать. Голос перегревается, устаёт, вдруг теряет свою эластичность и чистоту.

Посмотрим на механику процесса.
  • Может ли голос работать без дыхания?
Однажды я читала об исследованиях, которые показали, что наши связки могут колебаться не только от движения через них воздуха, но ещё и от импульса из мозга. Правда, чтоб вот прямо взять и петь, не выдыхая ни грамма — такое я не встречала и сама не делала. Но зато очень больно столкнулась с беззвучным движением связок.

Один раз, ещё во время учёбы, я пошла на концерт. Была очень вовлечена в процесс выступления, сопереживала артисту. Фактически, мысленно пела вместе с ним — старалась перенять его технику.
вокал, пение, распевка, тенор, альт, бас
Как же я была удивлена, когда в антракте попробовала поговорить со знакомыми — голоса не было. Вообще. Он сел! Почему? Потому что я «пела» вместе с артистом. Как меня на следующий день ругала моя преподавательница!

— Почему ты пошла на концерт, не посоветовавшись со мной?!

Она объяснила мне, что у этого певца была специфическая постановка голоса, которая для него, как видим, работала хорошо, а меня зажала напрочь. Потому на учёбе студентам разрешалось ходить только на те концерты, которые одобрили их преподаватели.

Так я на себе проверила, что да, голос может работать и без дыхания. Но это вовсе не значит, что такая безмолвная работа всегда будет оборачиваться проблемами.
На занятиях я использую эту особенность работы голоса, чтобы своим звучанием настраивать ученика на нужную позицию, ноту, когда ему бывает тяжело самому её найти.

Ученик слушает меня, он хочет научиться, и его голос настраивается на ту позицию, которую я ему показываю своим голосом.

Это одна из глубинных функций нашего голоса, с её помощью мы в детстве учимся говорить.

Возвращаясь к основной теме: да, голос может работать без дыхания, но вот звучать — очень под вопросом. Поэтому нам нужно использовать дыхание, чтобы извлечь звук: в речи ли, в пении ли.
  • Как работает дыхание
Представьте, что ваш живот — это кузнечные мехи. И от движения мышц будет зависеть, каким будет пламя.

Если резко втянуть живот, вытолкнув из себя воздух, пламя звука будет сильным и резким. Можно обжечься!

Если движение мышц будет более ровным, медленным — пламя тоже будет гореть ровно.

Нам нужен второй вариант, всегда.

А как тогда, например, Фредди Меркьюри даёт такой мощный посыл голосом? О, это великое искусство эффектов) Опытный певец может сделать видимость яркой, даже агрессивной атаки, но это будет только декорация. На глубоком уровне вход в звук всегда мягкий, без удара. Иначе голос не прожил бы и сезона.

Упражнение.
Потренируем движения мышц живота. Можно выполнять сидя или стоя.

1. Для начала, пошевелите животом, как получается — подойдут любые движения: выпятить, втянуть, напрячь, расслабить. На этом этапе нужно вообще почувствовать свои мышцы.

2. Теперь положите ладонь на живот так, чтобы большой палец был примерно в районе пупка. Подайте живот вперёд, затем втяните его. Старайтесь двигать мышцами очень плавно. В идеале дойти со временем до такого уровня, чтобы нигде во время движения не было остановки, даже в крайних точках.

Поначалу, скорее всего, живот будет двигаться пунктиром, где-то быстрее, где-то останавливаться.

Рука лежит на животе для того, чтобы внимание не ускользало, и получалось лучше контролировать движения. В том числе — смягчать пунктирность.
сопрано, баритон, контральт, постановка голоса
3. Теперь скоординируем эти движения с дыханием, вдохом и выдохом.
Живот выпячивается, надувается на вдох и втягивается на выдох.

В процессе может начать кружиться голова. Будьте осторожны! Как только такое начинается — сразу прекращайте. Подождите, пока пройдёт, тогда можно продолжить.

Активизация дыхания всегда связана с гипервентиляцией. Точнее, конечно, сказать, что у нас обычно недовентиляция — нам постоянно не хватает кислорода, если только мы не живём где-нибудь в деревне, на лоне природы.
Поэтому при активизации дыхания уровень кислорода придёт в норму, просто это поначалу будет непривычно.

Чтобы не напугать организм и не вызвать отторжение занятий, прекращайте упражнение как только почувствуете лёгкое головокружение.

Побольше гуляйте в парках и дышите свежим воздухом, это поможет быстрее перестроиться.
  • Дозировка дыхания
В начале занятий мы и движения животом делаем утрированно, в максимальной амплитуде, и дыхания при пении берём побольше. Постепенно организм учится понимать, сколько ему нужно воздуха в каждой конкретной ситуации — и эта утрированность исчезает.

Главное, что нам нужно сделать — это предложить голосу много воздуха, дать ему хороший бюджет. Видя это дело, он перестанет экономить и зажиматься. А значит и звук постепенно будет становиться более насыщенным, сильным. Станет проще говорить громко, на аудиторию. Станет проще говорить тихо так, чтобы не терять выразительность и быть услышанным.
тембр, звук, голос, сила
Упражнение.

Сидя или стоя — так, как вы делали предыдущее упражнение.

Плавно подать живот вперёд, вдохнуть. На выдохе мягко начать петь: одну ноту, на «А». Нота должна быть удобной, комфортной для вас.

Если хочется больше конкретики — воспользуйтесь моей схемой расположения тембральных ядер в зависимости от типа голоса. Пойте ноту, соответствующую положению вашего ядра. Например, у меня альт, и я буду петь ля или си бемоль малой октавы (A3 или Bb3).
Входите в звук мягко, как будто из ниоткуда. Представьте у себя на голосовой панели ручку громкости, которая выкручена в ноль. Постепенно крутите её и прибавляйте громкость.

Мягкий вход в звук позволит:
  • Не ударить по связкам, не дёрнуть их. А значит, избежать спазмов и ненужных напряжений.
  • Подключить дыхание к голосу. Живот движется плавно, аккуратно подавая воздух под связки. Связки смыкаются плавно, не сопротивляясь поддержке дыхания.

Держим ноту комфортное время. Обычно это 2−5 секунд.

Если вы слышите, что высота ноты стала странно «плавать» — бинго! Это яркий знак того, что дыхание подключилось к голосу. А также это говорит о том, что раньше голос ничего не делегировал и дыханием особо не пользовался.

Не бойтесь этого плавания — оно временное, слух скоро сам скорректирует его. Главное — не пытаться сделать это самостоятельно сразу, как заметили.

Объясню происходящее: высота начинает плавать, потому что связки начинают расслабляться. Они расслабляются, а дыхание идёт снизу. Связки ещё не понимают, какое там давление и как с ним взаимодействовать, поэтому дыхание то чуть сильнее растягивает их, то чуть меньше. От этого слегка плывёт высота. Организм сориентируется и исправит этот момент, не переживайте. Он всё слышит)

Наша задача — следить за плавными движениями живота и мягким входом в звук.
  • Дыхание в разговоре
Чтобы улучшить результат от упражнений, потренируйте дыхание и мягкий вход в звук в разговорной речи.

  • Можно поставить себе заметочку начинать фразу с мягкого звука.
  • Можно написать записку «шевелить животом» — и делать это несколько раз в день.
  • Можно читать вслух и следить за дыханием и мягкой атакой.

Понаблюдайте за речью других людей. Как звучит голос человека? Какое чувство он вызывает? Что вам нравится, что не нравится в его звучании?
  • Прямой эфир по теме
В четверг (30.11) будет эфир по теме дыхания, и он будет непростой, а в виде диалога. Моя хорошая знакомая, Антонина Мокина — инструктор по йоге.

Когда в начале занятий я рассказываю ученикам про дыхание животом, я если и слышу «о, это знакомо», то в 99% случаев — в контексте йоги. Поэтому мы с Тоней решили сделать совместный эфир и обсудить тему дыхания: в целом в жизни, в йоге и в вокале.

  • Как дыхание влияет на нашу жизнь и здоровье?
  • Какие типы дыхания бывают и чем они отличаются?
  • Дыхание в йоге и вокале — одинаковое или отличается?
  • Какие упражнения поделать, чтобы научиться дышать эффективнее, глубже, спокойнее?

Присоединяйтесь! В процессе эфира вы сможете задать нам с Тоней вопросы по теме, мы постараемся ответить.

Эфир пройдёт 30.11 в 14:00 мск в одной известной соцсети, найти меня там по нику @tamara_ogen.