Аккорды в аккомпанементе и аранжировке. Начало
Работаем с трезвучиями и смотрим, как всего из трёх нот можно создать красивый и атмосферный аккомпанемент.

Есть гармония, какие играть аккорды — понятно. Но почему-то красиво не звучит. Почему так бывает?

Выше — пример моей фортепианной аранжировки и аккомпанемента для песни. Если вам нравится, как у меня получается, эта статья — для вас.

Я расскажу о нескольких важных базовых принципах работы с аккордами, чтобы они звучали приятно, стильно, глубоко и одновременно прозрачно. В конце статьи вместе сделаем задание. Также по этой теме будет прямой эфир 16.11.

Через осознания, связанные с аккордами, я проходила сама несколько лет назад, когда так же училась играть «не по нотам», подбирать песни и тут же их аранжировывать.
  • Трезвучие как начало всех начал
Замечали ли вы когда-нибудь, как мало краски/мазков/штрихов использует в работе профессиональный художник? Но каким-то магическим образом ему удается этим минимумом выразить всё и ещё немного.

В музыке та же история. Больше — не значит лучше. Главное — баланс.

Нужно научиться точно вымерять количество нот на квадратный сантиметр музыки. Для этого надо изучать звучания аккордов и роли нот в них. Тогда со временем получится понять, какой аккорд, какую его форму хорошо поставить в этом месте, а какую — в этом.

И начинается такая работа с изучения аккордов, а точнее — трезвучий.
трезвучие, аккорд, аранжировка, пианино, ноты, играть, песни, аккомпанемент
Первое, с чего мы всегда начинаем занятия по аранжировке и вообще по фортепиано — учимся видеть, слышать и понимать трезвучия.

Трезвучие — сильная вещь. В нём всего три ноты, но оно ими описывает тональность/наклонение/окраску гармонии целиком и полностью. Все остальные ноты, которые мы к нему прикрепляем (септы, ноны и т. п.) — это уже дополнения.

Из чего состоит трезвучие? Из основной ноты, она же первая ступень гаммы, из терцового тона (третья ступень гаммы) и пятой ступени. Возьмём до мажор.
Сыграйте и послушайте. Постарайтесь слышать разными способами:
  • слышьте аккорд целиком, единым полотном, не выделяя ни одной из нот. Вот она, цельная гармония.
  • слышьте каждую ноту по отдельности, сосредоточьтесь и выцепляйте слухом то одну, то другую. Мы слышим разные голоса, из переплетений которых и складывается цельная гармония.
Я специально говорю «слышьте», а не «слушайте». Слушать и слышать — это разные вещи)

Теперь упражнение.

Попробуйте повыкидывать каждую из нот трезвучия, последовательно.
  • Что меняется в каждом из случаев?
  • За что отвечает каждая из нот?
Например. Третья ступень гаммы — терцовый тон, в нашем случае ми, — отвечает за наклонение гармонии. Будет она минорная или мажорная. Что будет, если мы выкинем эту ноту? Как изменится звучание аккорда? Что в нём прибавится, что убавится?

Здесь нет поиска идеально правильного ответа, здесь есть поиск вашего собственного восприятия. Потому что в итоге вы именно от этого будете отталкиваться, играя, сочиняя, аранжируя. Поэтому у каждого ответ будет немножко свой. И это хорошо.

Это упражнение поможет вам впоследствии точнее выбирать форму аккорда, исходя из вашей задумки. Вы будете лучше понимать, как создать тот или иной эффект, зная, какие ноты/ступени/голоса в аккордах за это отвечают.
  • Уплотнение звучания. Бас
музыка, левая рука, гармония
Нам нужна атмосфера. Расширим звучание, увеличим музыке жилплощадь. Добавим бас.

Чаще всего басом является основная нота аккорда. Дублируем её на октаву ниже. Эту ноту будет играть левая рука, а исходное трезвучие — правая.

Как звук? Стало плотнее?

Да, нотами левая рука традиционно записывается в басовом ключе, который немного отличается от скрипичного по расположению нот на линейках.

Если точнее — на малую терцию (зрительно). В скрипичном на третьей линейке висит си, в басовом — ре. Воспользуйтесь схемой «Ноты, буквы и октавы», чтобы было легче ориентироваться и запоминать.
Бас мы можем сдвинуть и ещё на октаву ниже, и ещё… Слушайте и проверяйте — какой эффект получился и соответствует ли он вашей задумке.

Также мы можем прочистить звучание аккорда. Это даст нам больше объёма без потери сочности и краски гармонии. Для этого выбросим из правой руки до. У нас есть до в басу, поэтому от повторной до в середине образовавшегося аккорда можно попробовать избавиться.

Опять же, прислушайтесь, как получается. Порой, многое зависит и от самого пианино, на котором мы играем. Где-то дублирование нот прозвучит хорошо, а где-то создастся сплошное неразборчивое болото.

Но навык выбрасывания дублированных нот в пользу бОльшей прозрачности гармонии очень важен, поэтому потренируйтесь. Мы оставили на месте и основной тон аккорда — до, и квинту, которая выравнивает, балансирует звучание, и терцию, которая показывает нужное нам наклонение гармонии.

Пришло время равномерно распределить ноты по клавиатуре, чтобы ещё больше сбалансировать и выровнять звучание.
  • Обращение трезвучия
Обращение трезвучия это перебрасывание крайней ноты аккорда на октаву вверх или вниз. Простыми словами — тасование нот, из которых состоит аккорд. В классическом виде трезвучие — до ми соль, в обращении — ми соль до, ещё в одном — соль до ми. Это работает со всеми аккордами.

Переставляя ноты местами, мы деликатно решаем задачу «надо что-то поменять, не меняя гармонии». Гармония остаётся та же, а звучание становится чуть-чуть другим.

Сейчас бас и остальные ноты далековато друг от друга. Можно сблизить их, выровнив таким образом гармонический фон. Перебрасываем соль на октаву вниз.

Гармония осталась той же, все ноты на месте, краска та же. Что изменилось?

Упражнение.

  • При неизменном басе, перемещайте ноты правой руки вверх и вниз. Да, можно залезть и ниже левой — послушать, как будет в таком случае. Уходите и вверх, в правый край клавиатуры.
  • Сдвиньте бас на октаву в любую из сторон. Повторите упражнение. Подмечайте, как меняется звучание в каждом из случаев. Выписывайте нотами особенно понравившиеся вам варианты.
  • Разберём конкретный пример
Сейчас мы возьмём аккорды песни Би-2 "Мой рок-н-ролл" и применим к ним всё то, что я описала выше.
би-2, мой рок-н-ролл, песни, аккорды
Для начала — какие там аккорды?

Их три — фа мажор, соль мажор и ля минор, и дальше по кругу.

Сыграем их как простые трезвучия. Оцените звучание — что нравится, что не нравится? Похоже на оригинал, не похоже? Чем именно?
музыка, играть песни, ноты, аранжировка
Сделаем бас — дублируем основную ноту трезвучия на октаву вниз.

Весь бас отдаём левой руке, она будет играть в большой октаве (она же ещё называется второй). Если вам сложно ориентироваться в названиях октав, вам поможет всё та же схема.
аккомпанемент, играть на пианино
Уберём основную ступень из правой руки, т.к. она уже есть в басу.

Послушаем вариант с ней и без неё. Какой лучше для этой песни?
фортепиано, пианино, уроки фортепиано
Сейчас сделаем магию.

Перевернём (обратим) интервал, который остался в правой руке.

Как вам такое звучание? Вот она, та виолончель из оригинальной песни.
И заметьте, мы работали простыми трезвучиями. Нет ни одного септа, ни одной добавленной ступени вроде 2й, 4й и т. д.

Главное — научиться по-максимуму выжимать из минимальных средств, а потом уже что-то добавлять и насыщать.
  • Прямой эфир по теме
В четверг (16.11) я провела эфир по теме аккордов в аккомпанементе и аранжировке.

Мы говорили о пунктах из статьи, тренировались видеть разные тональности, работать с трезвучиями и видеть роль каждой ноты в них, учились делать бас, обращать аккорды.

Также взяли пару песен для разбора — приведённую выше и Listen To Your Heart. Хотелось взять что-то очень известное, чтобы всем было легче работать.

Приятного просмотра!