Сыграйте и послушайте. Постарайтесь слышать разными способами:
- слышьте аккорд целиком, единым полотном, не выделяя ни одной из нот. Вот она, цельная гармония.
- слышьте каждую ноту по отдельности, сосредоточьтесь и выцепляйте слухом то одну, то другую. Мы слышим разные голоса, из переплетений которых и складывается цельная гармония.
Я специально говорю «слышьте», а не «слушайте». Слушать и слышать — это разные вещи)
Теперь упражнение.Попробуйте повыкидывать каждую из нот трезвучия, последовательно.
- Что меняется в каждом из случаев?
- За что отвечает каждая из нот?
Например. Третья ступень гаммы — терцовый тон, в нашем случае ми, — отвечает за наклонение гармонии. Будет она минорная или мажорная. Что будет, если мы выкинем эту ноту? Как изменится звучание аккорда? Что в нём прибавится, что убавится?
Здесь нет поиска идеально правильного ответа, здесь есть поиск вашего собственного восприятия. Потому что в итоге вы именно от этого будете отталкиваться, играя, сочиняя, аранжируя. Поэтому у каждого ответ будет немножко свой. И это хорошо.
Это упражнение поможет вам впоследствии точнее выбирать форму аккорда, исходя из вашей задумки. Вы будете лучше понимать, как создать тот или иной эффект, зная, какие ноты/ступени/голоса в аккордах за это отвечают.