Давайте сейчас посмотрим на фразы (кусочки мелодии), очень характерные для блюза.
- Проход вниз по минорной гамме. Например, в до миноре: до — си бемоль — соль — фа — ми бемоль — до.
Поём эту конструкцию в свинге, чуть прихрамывая (я называю это «джаз Паниковского» — помните, как он хромал с гусем наперевес?))
Звучит слишком чисто? Да, нужно подзагрязнить. Сделаем это, работая с нотой ми бемоль (это третья ступень гаммы, она отвечает за окраску лада — в данном случае делает его минорным). Встав на неё, сразу начните подтягивать её вверх, в сторону чистого ми. Вот он и блюзовый подъезд, и притягательное мерцание двух ладов — мажора и минора.
— Как красиво ты подгрязнила эту ноту!
— Это вышло случайно. Осознанно такое делать мне ещё не хватает мастерства)
- Ход похожей краски — первая и третья ступени гаммы. до — ми бемоль — до. Делаем с ми бемолем ровно то же самое — подтягиваем его в сторону чистой ми. Важно не перетянуть, не спеть в итоге чистую ми, иначе вылетим из стиля.
Вы спросите, а как тогда делать в мажоре? А так же) Такая же работа с третьей ступенью, только в миноре фокус слушателя будет прикован к обмажориванию минора, а здесь — наоборот.
- Ход с пятой пониженной ступенью. Придаёт характерный оттенок. В до миноре: соль бемоль — фа — ми бемоль — до.
Сыграйте/спойте этот ход с обычной (чистая соль) и пониженной (соль бемоль) пятой ступенью. Что меняется в окраске, на ваш взгляд? Что даёт, что забирает это понижение пятой?
Для большей насыщенности блюзового звучания можно добавить сюда и работу с третьей ступенью, но будьте осторожны, не перегрузите фразу этими переливами полутонов. Добавляйте, как специи, по чуть-чуть.