Бывало ли у вас так, что вот вы говорите, всё хорошо, звучит красиво. А потом кто-то даёт вам послушать вашу речь — оказывается, он это записал! Вы слушаете — и не узнаёте себя. Или пугаетесь. Или испытываете растерянность, смущение, удивление…
— Это я?!
У меня так было. Что это? Это такая интересная вещь как работа нашего слуха. У нас их два.
Есть слух внешний — им мы слышим окружающий мир. А есть — внутренний. Им мы через кости слышим сами себя. Заткните сейчас уши и попробуйте поговорить. Слышно?
В идеале, чтобы не пугаться себя на записи и быть уверенным, что вы звучите для других именно так, как вы себе это представляете, баланс этих двух слухов должен быть 50 на 50. Чаще всего у нас это не так, и преобладает слух внутренний.
Сбалансировать их можно. К примеру, я сейчас уже не испытываю паники при прослушивании своих записей. Я звучу там так же, как обычно себя слышу. Мои ученики тоже со временем делятся:
— Сегодня я вела лекцию, и мне понравилось в процессе, как звучал и работал голос. А потом отсматривали запись — и меня уже не кукожило внутренне от своего звука, вполне нормально!
Как балансировать эти слухи? Нужно выводить звук вперёд. Вот он сидит во рту — а то и в горле. Как слуху его слушать? Он залазит туда же. Голос выйдет наружу, изо рта — перед собой, перед телом, — и слух пойдёт за ним.
Ставим перед собой раскрытую ладонь: примерно на уровне кадыка или подбородка. Расстояние от лица — не больше 20−30 сантиметров. Иногда нужно начинать с ладонью совсем впритык к лицу.
Говорим — что угодно, как прошёл день, что приготовлю на ужин, — представляя, что кладём звук в ладонь. Не давим, не пихаем его — он сам выйдет. Наша задача просто представлять это. Можно положить на ладошку какой-нибудь небольшой, но интересный предмет — чтобы фокусировать внимание было проще.
Говорим так 30−60 секунд, не перетруждаем голос. Наначальных этапах это — дневная доза.
Постепенно подключаем остальные два пункта базы — дыхание и лицо.
Ещё постепенно отводим руку дальше. НО! Между такими изменениями расстояния должно пройти 1−2 месяца, не торопитесь, иначе вы перегрузите голос, и эффект будет обратный. Двигайтесь от этапа к этапу только после полного освоения предыдущего.
Как вариант развития, можно попробовать читать. В одной руке — книга, в другую — читаем. Или: книга стоит на пюпитре (музыкальной подставке для нот с регулировкой высоты), одна рука — на животе, в другую — читаем.
Ниже в видео показываю примеры.
Вывод звука вперёд решает много важных задач в работе голоса.
Сила, громкость голоса — это не ор. Это точно настроенная работа многих мышц, многих процессов. Голос вышел вперёд, поддерживаемый дыханием, озвученный резонаторами и сформированный артикулированием — и вот он звучит.
Он совершенно не напрягался, просто дыхание дало ему шикарные брюки, резонаторы нарядили в узорный жакет, артикуляция снабдила ботинками на удобной колодке — и он красив без особых усилий с его стороны.
Единственное, что нужно делать голосу — смыкаться на нужной высоте. Всё остальное делают за него другие, в том числе дикционная база.
На эту базу можно накладывать дальнейшие упражнения на уже конкретно дикцию: скороговорки, отшлифовки и настройки отдельных гласных и согласных.