Этапы разбора (съёма) песни.
На каникулах страсть как захотелось сделать «Со мною вот что происходит» из Иронии судьбы. Прямо на новый год я в качестве подарка записала и рассылала друзьям свою версию «Никого не будет в доме», и вот теперь занимаюсь следующей песней.

Песни всё давно знакомые, любимые, но никогда руками и головой не троганные. Сегодня давайте вместе посмотрим, как разбирать песню, чтобы её потом сыграть и спеть: сделаем это на примере «Со мною». Шаг за шагом, аккорды, мелодия, подходящая тональность, форма и т. д.

  • Дедукция, индукция, редукция...
Какая-то из этих дукций отвечает за «от общего к частному» — она-то нам и нужна. Составляем план песни, разбираем её форму.

Нам пока неважно, в какой тональности звучит песня, какой у неё размер и проч. — сначала посмотрим на неё целиком. Затем в эту схему удобненько впишутся все эти подробности.

  • Берём листок бумаги — я люблю начинать на белом листе А4.
  • Берём что-нибудь яркопишущее — мне нравится чертить разноцветными мелками или ручками.
  • Включаем себе песню/композицию и слушаем от начала до конца, несколько раз подряд. Отмечаем слышимые части: вступления, куплеты, припевы, проигрыши/соло, перемычки-вставки между куплетами. Мне нравится добавлять графическое подобие — куплеты отмечаю одной фигуркой одного цвета, припевы — другой другого цвета.

Вот такие схемы обычно получаются у меня. Тут уже вписаны аккорды, т.к. это финальный вид схем, но обратите внимание на цветные фигурки и мини-версию схемы в виде «нитки», «бус» из этих фигурок в правом нижнем углу схем. Наглядно, правда? На концертах такая графическая напоминалка — милое дело, чтобы быстро ориентироваться.
Общий план собран, но можно глянуть и глубже.

  • Где чувствуется кульминация всей песни?
  • Какие есть акценты в частях?
  • Меняется ли фактура аккомпанемента от части к части? Тут была аккордовая пульсация, скажем, а тут — пошло арпеджирование.

Пока мы вот так смотрим на песню, мы и запоминаем её, и разбираем её ушами, отмечаем какие-то особенности. Всё это сейчас упростит нам жизнь на следующем этапе — разборе гармонии, аккордов.
  • Цифровка
Это аккордовая схема, краткий пересказ песни. Аm, Dm7 — это оно.

Сначала мы снимем цифровку в оригинальной тональности, а затем, если нужно, найдём тональность, больше нам подходящую.

Как понять тональность? О, это сложный вопрос. В целом — слышать, вокруг какого аккорда крутится музыка. Этот самый сильный аккорд и будет показывать тональность. Навык определения тональности нарабатывается с годами, читкоднуть его невозможно (да покажите мне, что вообще в музыке можно читкоднуть:)
На помощь здесь приходят ноты и инфа из интернета. Пригодится запрос «название песни тональность». Правда, бывает разное. Например, первый результат на такой запрос по нашей сегодняшней песне меня немножко удивил. Смотрите: тональность определена как «А», то есть ля мажор.

Тут — доверяй, но проверяй. Вспомните песню: разве там мажор? Никак нет. Отчего они написали А — неизвестно. Но смотрим на вступление — стоят два аккорда F#m, как и есть на самом деле. И прислушайтесь: эти аккорды в оригинале звучат спокойно, устойчиво, никуда не торопясь сбегать. И слова потом начинаются на них же. Так что это фа диез минор — тональность песни.
Дальше можно воспользоваться найденными аккордами, а можно попробовать поопределять самостоятельно — на что пойдут ваши уши в данный момент. В любом случае, надо поиграть эти аккорды в одного, а потом — вместе с оригиналом, проверяя таким образом правильность аккордов.

Найденное, послушав и поиграв, можно скорректировать вот так. Верьте своим ушам, они умные.

Если тональность надо менять.

Или голосу неудобно, или просто звучание самих аккордов не нравится — ищем более подходящую тональность.

  • Посмотрим на мелодию песни. Её точно так же можно взять в интернете или снять самому. Какие ноты самые высокие и самые низкие? Как это соотносится с вашим голосом? Куда нужно сдвинуть эти крайние ноты, чтобы вам стало удобнее? Посмотрите, сколько тонов у вас это заняло, и сдвиньте тональность на столько же.
  • Сдвигаем все аккорды на такое же расстояние.
  • Играем новую цифровку и слушаем — узнаваемо? Так можно проверить, нигде ли вы не ошиблись с расчётами и передвигами.
аккорды, песня, играть, цифровка, гармония
Я это сейчас сделала вручную, писала прямо в пэинте, но можно воспользоваться и инструментами на сайтах — главное, проверять получающуюся музыку на всех этапах.
Словарик юного гармониста:

Мажорные тональности пишутся одной большой буквой (G, Ab, C#), минорные — большая буква и «m» (Am, F#m, Ebm)

Иногда, по старой традиции, нота си записывается как Н, хотя в современной нотации си это В. Поэтому на картинке, что мы взяли для примера, аккорд Нm — это си минор. Интересно, что дальше встречается уже обозначение Вm.

Обозначения 7, dim, sus4 — это особенности формы аккорда.

  • 7 — это септаккорд, в нём должна быть седьмая низкая ступень (например, си бемоль в до мажоре или миноре).
  • dim — уменьшенный аккорд, звучит взволнованно, потому что у него внутри уменьшенное трезвучие (например, Edim — ми-соль-си бемоль-ре).
  • sus4 — аккорд, где вместо третьей ступени взята четвёртая (например, не до-ми-соль, а до-фа-соль).
  • через «/» (слэш) пишется необычный для этого аккорда бас (например, у Аm бас — это нота ля (А), а у Аm/G басом будем уже нота соль (G). Сам аккорд тот же, ля минор, но в басу — не ля, а соль).

Более подробно про это — в моём видео ниже.
  • А как теперь играть.
У нас есть несколько основных фактур аккомпанемента, ими и воспользуемся.

  • Прямой аккордовый пульс
  • Качеля
  • Арпеджированность

Для начала: какой тип аккомпанемента вы слышите в оригинале? Три, два, один — арпеджированный. Он же — перебор (если речь идёт про гитару. На пианино это как-то перебором не называют).

Не всегда — ой, далеко не всегда — фактура гитары хорошо звучит на пианино. Мой путь в аранжировке начался именно поэтому и именно из-за этого — я брала сплошь гитарные блюзы, а играть их хотела на пианино.

Поэтому берём цифровку и начинаем играть основными видами фактур — и смотрим, какая звучит хорошо.

Посмотрите на ноты — вот примерно так можно обыграть аккорды. В 1. у нас арпеджированность, в 2. — качельный, покачивающийся аккомпанемент, в 3. — пульс аккордами. Попробуйте.
аккорды, песня, играть, цифровка, гармония
И раз вы дочитали досюда, то по ссылке можете скачать цифровку со словами — пусть она пригодится вам в разборе этой красивой песни, и давайте сыграем наперегонки:) Как только появится моя версия — я прикреплю её ниже, а сейчас хочу поделиться своей аранжировкой «Никого не будет в доме».