Хорошо и плохо: как правильно разогреть голос
Понятное дело, что распеваться нужно. Но как? Что голосу подойдёт, а что — навредит?
Какое упражнение выбрать в качестве разминки?

Обсудим в этой статье.

Давайте сегодня поговорим о принципах распевания, разогрева голоса.


Сразу оговорюсь — всё это работает не только для пения, но и для говорения. Везде, где мы используем наш голос: дома, на работе, в транспорте.

Мои основные принципы распевки — идти от:
  • состояния, положения голоса, тембра на данный момент
  • типа голоса (сопрано, тенор и т. д.)
  • простого к сложному
  • разговорного диапазона: поэтому вначале идём всегда вниз
  • ощущений в процессе: главное — безопасность

Теперь давайте посмотрим подробно каждый пункт.
  • Идти от состояния, положения голоса, тембра на данный момент
Голос — штука эмоциональная. Он так же, как и мы, переживает, бывает на подъёме и спаде. Сегодня звучит звонко, завтра — тускло. Сейчас — высоковато, через неделю — басит. Чтобы хорошо его распеть, нужно понять его состояние на данный момент. Как это сделать?

Приготовьте диктофон и поговорите о чём-нибудь. Расскажите свой сон, впечатления вчерашнего дня или планы на сегодня. Минута-две обычного бытового разговора.
тембр, звук, голос, пение, распевка, вокал
Теперь нам понадобится пианино/гитара/приложение на телефоне — мы будем определять основную ноту нашего голоса на сегодня (положение тембрального ядра). Эта нота будет чаще всего встречаться нам в нашей интонации.

Где примерно искать? Воспользуйтесь схемой положений тембрального ядра в зависимости от типа голоса.

Вот примерно с этой ноты, а лучше - чуть выше, и нужно начинать распеваться. Такой подход позволяет не напугать голос (и нас самих). Мы на этой высоте говорим, она знакома, поэтому (почти) не страшно.

Например. У вас сопрано, и постоянно звучащая в разговоре нота - до первой октавы (С4). Отложите тон-полтора вверх - будет ре, ре диез. Вот отсюда и начинайте.
  • Идти от типа голоса (сопрано, тенор и т. д.)
Я убеждена, что универсальной распевки быть не может. Голоса слишком разные по высоте, характеру, диапазонам. Поэтому обязательно опирайтесь на ваш тип голоса. Как его определить?

Раньше я придерживалась классического хорового разделения на четыре основных голоса: сопрано, альты, тенора и басы. Постепенно перешла на шесть: сопрано, альты, контральты, тенора баритона и басы.

Очень подобно и с примерами рассказываю про типы голосов вот в этом видео
  • Идти от простого к сложному
Я категорически против всяческих пассажей и рулад в начале занятия. Это как на входе в тренажёрный зал сразу схватить гантелю килограммов в 30. Есть одно исключение — это вибратная распевка по системе Сета Риггса. Но тут гантеля на воздушной подушке — если правильно делать это упражнение. Но об этом поговорим в другой статье.

По мне — хорошо начинать с пения одной ноты. Если мы мягко разогреем голос на таком простом упражнении, он будет морально и физически готов идти дальше, и на фрагментах песен, других, более сложных упражнениях мы его «догреем». Итак, одна нота.

Берём ту ноту, которую только что определили, и тянем её комфортное время. Обычно получается от 2 до 6 секунд.

Просто спокойно вдыхаем, открываем рот и:
— Аааа.

Часто хочется сразу громко спеть! Лучше не надо. Начинайте как будто из ниоткуда, с нуля, постепенно наращивая громкость. Поворачивайте внутреннюю ручку громкости до комфортного звучания. Это называется мягкий вход в звук, ему нужно обязательно научиться: он позволяет аккуратно смыкать связки и не травмировать их резкими движениями.

Бывало ли у вас, что как крикнешь — а потом горло саднит? Вот это был жёсткий вход в звук, и он чреват такими ощущениями.

Мне нравится повторять одну ноту три-четыре раза, и потом переходить к следующей. В первом нашем за день упражнении она отстоит от предыдущей всегда на полтона. Более широкие переходы лучше оставить на другие упражнения.

Недавно я попросила своих учеников записать примеры пения под распевки. Послушайте один из них ниже. Мягко входим в звук, спокойно тянем одну ноту несколько раз, плавно, по полтона, меняем высоту нот - всё, как я и описываю.
  • Идти от разговорного диапазона: поэтому вначале — всегда вниз
Основной принцип моей работы с разминкой голоса — идти от его природных данных. Ноту, которая чаще всего звучит в речи, мы нашли, отложили от неё пару музыкальных сантиметров. Дальше нужно развивать речевую идею — разминать разговорный диапазон, а значит — идти вниз. Обычно мы спускаемся на 2−2,5 тона.
баритон, распевка, голос
Например. Нашли ноту начала для баритона — и сегодня это оказалась си бемоль большой октавы (B♭2). Значит, вниз уйдём к фа диезу, к фа.

По этому принципу построены Ежедневные распевки, фрагмент одной из которых вы только что послушали: на картинке — пример её построения для баритона.

Потоптавшись в разговорном диапазоне, можно возвращаться назад, в исходную ноту. И только теперь — идти вверх. Так же, по полутонам.

Докуда идти наверх? Здесь сложнее всего определить какую-то «среднюю температуру по больнице». Кому-то будет много квинты, а кому-то и октавы не хватит. Главное — полагаться на ощущения и не пытаться форсировать себя и голос, не пытаться перепрыгнуть через свои возможности и кому-то подражать.

Чаще всего общий диапазон распевки — от самой нижней до самой верхней ноты — от октавы до полутора. В начале занятий, когда ко мне приводят очень пугливый и стесняющийся голос, мы можем и кварту или квинту взять. Но это нестрашно. Главное — с каким качеством мы пропеваем каждую ноту. А диапазон — это дело наживное.
  • Идти от ощущений в процессе: главное — безопасность
В работе с голосом главное — лучше недоделать, чем переделать. Нет, мы конечно тренируем выносливость, но не в первом упражнении за день.

Постарайтесь почаще задавать себе вопрос:
— А что я чувствую? Мне комфортно? Что я ощущаю в горле?

Ощущения бывают разные. Тепло — тоже бывает разное. Есть комфортное, приятное тепло, а есть пугающее, перерастающее в жжение. И так со всеми ощущениями. Научитесь распознавать именно ваши — когда вам хорошо, а когда — плохо. Таким образом вы настроите себе внутреннюю «сигнализацию», которая будет помогать вам безопасно пользоваться голосом.

Очень важно в процессе распевки давать себе отдохнуть, делать паузы (можно скушать твикс или чего посытнее, выпить чаю, поработать). От беспрерывной работы мышцы становятся менее послушными, управлять ими сложнее. А когда они отдохнут, можно будет снова качественно спеть каждую ноту.
вокал, голос, сила, упражнения для вокала

Ещё я заметила, что голосу обязательно нужен контекст — музыка. Даже простой аккорд вроде трезвучия сделает голосовую жизнь ярче и приятнее.


Если вы владеете каким-нибудь инструментом — подыгрывайте себе, не бросайте голос один-одинёшенек.

Давайте рассмотрим пример для альта.

Представим, что его сегодняшней основной нотой оказался фа диез малой (F#3) — что-то голос понижен, но, может, это из-за погоды. Отложим пару тонов наверх — возьмём за начало распевки ля.

Как-то так исторически сложилось, что распевки по большей своей части всегда мажорные. Значит, пусть и здесь будет мажор. Возьмём эту ля за основную ноту трезвучия и построим от неё мажор: ля — до диез — ми.

Предложим голосу эту ля, сначала одну, без аккорда, пусть нащупает её и встанет обеими ногами, устойчиво. Затем, стоя голосом на ноте, сыграем себе найдённое трезвучие. Голос может пошатнуться! Ничего, это боковой гармонический ветер, это временно. Попробуем ещё и ещё, и постепенно шатание уменьшится.

Зато как стало приятно! Атмосфера какая-то появилась. Контекст, окружение.

Перейдём на следующую ноту и аккорд? Берём ля бемоль — и мажор от него. Как дойдём до фа — остановимся, передохнём. Вернёмся на ля и пойдём вверх — и каждую ноту сопровождаем аккордом. Вверху на соль (G4) голосу стало как-то подозрительно, горло начало понемногу сжиматься — значит, подходим к верхней границе комфортного диапазона. Пожалуй, остановимся.

Если вам не можется или не хочется играть самостоятельно — найдите для себя готовую распевку. Только обязательно в поиске добавляйте «для такого-то голоса» — контральта, баса и т. д. Готовые распевки позволяют не отвлекаться на игру и контроль «докуда идти» и всё внимание обращать только на голос, слушать себя, наслаждаться пением.

Попробуйте Ежедневные распевки, которые я сделала. В каждой из них есть пробник, где вы можете попеть под распевку и прочувствовать, как вам с ней, нравится ли. Эти распевки очень любят мои ученики, и я сама распеваюсь по такой. Хожу по комнате, пританцовываю, наслаждаюсь голосом и музыкой. Распевки сбалансированы, сделаны с опорой на мой многолетний опыт работы с голосами и все те принципы, которые мы сегодня обсудили. Вот пример для Сопрано.

Надеюсь, мои советы помогут вам в ваших занятиях!