Что такое форма? Это драматика произведения. Вот как в книге: начало, завязка, развитие, кульминация, убийца — садовник, эпилог/мораль.
В книге форма строится из глав, частей. В музыке — из вступлений, куплетов, проигрышей.
Очень часто правильно выстроенная форма композиции приглушает какие-то неровности. Они начинают смотреться изюминками, интересными решениями — потому что в целом произведение хорошо ложится на восприятие.
Берём и присматриваемся к своим ощущениям от композиции: где нам интересно? Где мы начинаем отвлекаться?
Часто нужно подтягивать всю форму к удачному моменту.
Например:Вступление. Вроде бы и ничего себе, но что-то они, конечно, криво этот провод на стене прибили, могли бы и постараться. Что, уровня не было, что ли? О, а вот это был неожиданный поворот, как красиво звучит!Значит, куплет решён хорошо, а вступление затянуто. Лишнее — отрезать. Вместо двух квадратов сделать один. Добавить динамического развития: например, начать тише, и постепенно угромчать, приближаясь к куплету.
Или, если форма разваливается, внимание теряется, дело может быть в её размере, длине:
Я понимаю, что терплю исключительно из педагогического уважения к людям. Но двойной припев — это слишком. Убираем, а в оставшемся делаем артикуляционные акценты: выделяем какое-нибудь слово за счёт чуть утрированной, например, буквы «Р».- Звенит январррская вьюга!
- «L» is for the way you lllllllook at me. Акцентируйте ещё и «k» в «look», получится очень текстурно.
Или:Краткость, конечно, сестра таланта, но сорок секунд нашей версии против семи минут оригинала — это слишком талантливо.Добавим ещё квадрат спереди, в начале, и сделаем его более прозрачным, как бы намекающим на то, что будет дальше. Пульсацию аккордов — в два раза реже, плотность аккордов — в два раза меньше. Пульсировали восьмушками — будем пульсировать четвертями. Играли в аккорде до-ре-ми-соль — сыграем только до-ми-соль. Очередь восьмушек и ре наступит во втором квадрате.
Так, в работе с формой, с общим образом композиции, мы заодно шлифуем и некоторые неровности, но не затрагиваем несущих конструкций. Человек выйдет на сцену с ощущением, что его развитие шло ровным потоком от сообщения «а вы берёте учеников?» до этой самой секунды под софитами. Всё, что он сделал — было правильно, никаких критических ошибок.
И тогда выступление доставит удовольствие, задаст корму вдохновению и позволит двигаться дальше, к новым высотам.