Как подготовиться к концерту, выступлению.
Мы только что отыграли отчётный новогодний концерт нашей Мастерской. По горячим следам поделюсь наблюдениями, как готовиться к таким мероприятиям.

Что учитывать до, в процессе, после. Как взаимодействовать с участниками и персоналом площадки. Как вести себя. Что делать, а чего не делать.

  • Что такое концерт?
Конечно, это показать себя во всей красе) Получить удовольствие от атмосферы, от окружения, от процесса, от занятия любимым делом.

А ещё это, так или иначе, элемент волнения. И, честно, я не знаю пока ни одного человека — любителя или профи, — который бы сказал, что на концерте выдал больше и лучше, чем на репетиции и занятиях дома.

Поэтому заранее надо отринуть идеализм, завышенные ожидания. Я выхожу, говорю, пою, и понимаю: вот, молодец, слова не забыла, от софитов не растерялась, к звуку из мониторов приспособилась — и как быстро! — с публикой взаимодействовала.

А ведь могла бы сделать всё наоборот, если бы не поработала с волнением.

По себе и другим замечаю, что часто нет учитывания, что обстоятельства-то изменились. Да, мы поём/говорим то же самое, и это те же самые мы. Но:

  • концертном наряде
  • в другом месте
  • на сцене, она у всех на обозрении
  • на другом оборудовании
  • под прожекторами (которые часто бьют в глаза, и ничего в зале не видно)
  • при скоплении людей
  • при другом звуке
  • пишется видео/аудио
и т.д.

Так что надо наметить себе пару-тройку главных точек притяжения. Например, мои на вчерашнем концерте:

  • Не забыть слова
  • Взять верхние и нижние ноты — это важно для раскрытия образа моих песен
  • Не торопиться, не комкать программу и общаться с аудиторией

А теперь ещё важное: мало наметить себе эти точки. Надо ещё и дать себе инструменты, как это сделать.
вокал, голос, петь, речь, концерт, выступление
  • Как обеспечить исполнение задуманного
Возьмём мой пример и разберём по порядку.

  • Не забыть слова.

Конечно, я репетирую, тренируюсь и учу их. И вроде бы даже помню. Но вот случается первая общая репетиция — и я вдруг подставляю вместо одного слова другое. В том месте, где не ошибалась вообще никогда. Это натолкнуло меня на мысль.

«А распечатаю-ка я себе слова, и поставлю-ка я их себе на пюпитр на сцене. И буду-ка я краем глаза в них смотреть, если вдруг что. Ну или просто пусть стоят и греют мне душу, что если собьюсь — вот, есть куда подсмотреть, а не судорожно вспоминать (и не мочь)».

То есть. На себя надеяться — это, конечно, хорошо, но подстраховаться не помешает. Никакого позора и понижения квалификации в этом нет. И нет, это не значит, что песня была плохо впета. Вокальная и фортепианная механика состоят из нескольких самодостаточных частей, в том числе, мышечной памяти и психологического аспекта.

Мышцы могут помнить, но волнение вышибет пробки, и вся система вырубится. И что мышечная память помнит — не будет иметь никакого значения. Ну как пример. У вас может быть новая хорошая стиралка, которая работает отменно. Но если во всём доме отключат свет, работоспособность стиралки не сыграет роли. И то, что она не стирает, будет — кстати — не её вина.

То же и с той же мышечной памятью. Чтобы дать ей нормально сработать, без помех, мы должны исключить возможность выбивания псих.пробок, поставить бесперебойник какой-нибудь. Например — распечатанные слова, или ноты, или тезисы доклада.

К слову, я в них вчера пару раз глянула только на первой песне, словно бы убедилась, что всё в порядке, и дальше пела уже всё по памяти.
тембр, звук, голос, пение, распевка, вокал
  • Взять верхние и нижние ноты

Изобразительность — важный момент в исполнении, вокальном ли, фортепианном ли.

Как я работаю с этим (с собой и с учениками)

  • Не берём вещи за пределами своих возможностей или на их границе. Если последняя приличная нота сверху — это фа, в концерт надо взять вещи не выше ми бемоля. Голос должен чувствовать себя спокойно и уверенно, знать, что есть запас. Иначе он зажмётся, будет звучать тонко, тускло, поцарапает себя и проч. и проч. То же — с руками. Не можете растянуться на дециму — не берите.

  • Каждодневная распевка/разыгрывание. Как штык! Нельзя наработать пластику и устойчивость в день концерта, за один раз с утра. Кстати, как показывает практика, этого раза с утра ещё может и не быть:) Может ведь случиться дневное выступление, в обед, и выходить из дома вам нужно будет часов в 8−9, какая уж тут полноценная распевка/разыгровка.

  • Моделирование возможных запасных вариантов. Например, как было у нас. Контральт, на уроках нижний додиез уже стоит на месте. Но то на уроках. А на выступлении — см. пункт 1 статьи. И мы потренировались брать эту нижнюю ноту разными другими способами — с добавлением скрипа, только скрипом, тише, громче, сверху, снизу и т. д. И у человека в голосовом кармане получился целый арсенал. Итог — всё прозвучало нормально, пара способов пригодилась, и девушка не перенервничала, смогла получить удовольствие от выступления.

  • Не торопиться, не комкать программу, общаться с аудиторией.

Договориться со всеми участниками, — и с техническими специалистами, — что будут паузы для поговорить. Что вот мы договорим, встанем молча, и это будет знаком, что можно включать музыку. Или — в конце разговора будем объявлять выступающего, озвучивать название песни, тему и т. д., и после этого включать музыку.

Договориться об условных сигналах со звукорежиссёром или тем человеком, что будет заведовать звуковой/световой частью выступления. Показываю вверх — громче, вниз — меньше света, и т. п.

Не бояться в процессе выступления общаться друг с другом и с тех.спецами. Например:

Уже заиграло вступление, и я чувствую, что мне из мониторов (колонки на сцене, обращённые динамиками к исполнителям) музыка идёт громковато, мешает. Я прямо так и сказала — в мониторы минус потише, пожалуйста.

Ну а что такого? Зато дальше я всю песню пела с комфортом — и спела хорошо. Людям запомнилось именно это, а иначе бы запомнили только моё сморщенное от неудобства лицо и зажатость всего.

В итоге, у нас получился замечательный концерт, где все оказались довольны — и мы, и зрители, и тех.специалисты.
  • Что после?
Отдыхать!