Давайте рассмотрим пример для альта.
Представим, что его сегодняшней основной нотой оказался фа диез малой (F#3) — что-то голос понижен, но, может, это из-за погоды. Отложим пару тонов наверх — возьмём за начало распевки ля.
Как-то так исторически сложилось, что распевки по большей своей части всегда мажорные. Значит, пусть и здесь будет мажор. Возьмём эту ля за основную ноту трезвучия и построим от неё мажор: ля — до диез — ми.
Предложим голосу эту ля, сначала одну, без аккорда, пусть нащупает её и встанет обеими ногами, устойчиво. Затем, стоя голосом на ноте, сыграем себе найдённое трезвучие. Голос может пошатнуться! Ничего, это боковой гармонический ветер, это временно. Попробуем ещё и ещё, и постепенно шатание уменьшится.
Зато как стало приятно! Атмосфера какая-то появилась. Контекст, окружение.
Перейдём на следующую ноту и аккорд? Берём ля бемоль — и мажор от него. Как дойдём до фа — остановимся, передохнём. Вернёмся на ля и пойдём вверх — и каждую ноту сопровождаем аккордом. Вверху на соль (G4) голосу стало как-то подозрительно, горло начало понемногу сжиматься — значит, подходим к верхней границе комфортного диапазона. Пожалуй, остановимся.
Если вам не можется или не хочется играть самостоятельно — найдите для себя готовую распевку. Только обязательно в поиске добавляйте «для такого-то голоса» — контральта, баса и т. д. Готовые распевки позволяют не отвлекаться на игру и контроль «докуда идти» и всё внимание обращать только на голос, слушать себя, наслаждаться пением.
Попробуйте
Ежедневные распевки, которые я сделала. В каждой из них есть пробник, где вы можете попеть под распевку и прочувствовать, как вам с ней, нравится ли. Эти распевки очень любят мои ученики, и я сама распеваюсь по такой. Хожу по комнате, пританцовываю, наслаждаюсь голосом и музыкой. Распевки сбалансированы, сделаны с опорой на мой многолетний опыт работы с голосами и все те принципы, которые мы сегодня обсудили. Вот пример для Сопрано.